понедельник, 23 декабря 2013 г.

ДРЕВНЕЕГИПЕТСКАЯ БИБЛИЯ?

Для древних египтян "Книга Мёртвых" была чем-то вроде Библии для современных христианских фундаменталистов: её воспринимали слишком буквально (особенно в период поздних династий, когда первоначальный смысл книги безусловно затерялся в глубине времени).

 Название "Книга мертвых" не отражает точного перевода надписи, звучащей как "РЕУ НУ ПЕРТ ЭМ ХРУ", что означает "Главы о восхождении к свету". Но кроме этих глав обычно включают и некоторые другие, поэтому название "Книга мертвых" самое  удачное название. Самое главное в "Книге мертвых" - сцена Суда, ибо Суд в Дуате  
был тем  испытанием, за которым следовало либо наказание, либо награда за праведную жизнь, в виде вечной жизни рядом с Осирисом и родными.
 Глава с изображением процедуры Суда шла  обычно  после  двух первых гимнов и предваряла "Главы о Восхождении к Свету".  Она обязательно сопровождалась виньеткой с изображением Осириса, наблюдающего за процедурой взвешивания сердца,  и  большого сборища богов, которых убеждал в своей праведной жизни умерший. Хотя виньетки с Судом из разных источников различаются в деталях, общее направление заметно во всех: "Только  сердце  решит все!"
 Египтяне считали, что зал Суда - это вся ширь Небес, и на Суде обязательно присутствовало три Совета богов. Ведущее  положение в иерархии погребального совета занимал Осирис, как его глава, а в последствии он стал единоличным судьей усопших. Суд над каждым усопшим в отдельности проходил сразу же после его смерти. 
Вступив в зал, умерший заявлял, что не  совершал грехи, отрицания которых он подробно перечислял. Количество богов, как и признаний  в праведности, было сорок два. Иногда усопший каждое из своих оправданий говорил определенному богу из совета, как бы ответственному за проверку этого вида оправданий. 
В конце главы успешно прошедшему испытание давали возможность помочь своим родственникам и сохранить в мире живых долгую память о себе, если он нарисует на плитке  чистой земли сцену Суда. 
Тех, кто не прошел испытание, бросали в пасть Аммат -  чудовищу с телом гиппопотама, львиными лапами, львиной гривой и пастью крокодила.
Если приговор оказывался оправдательным, все «души» умершего отправлялись к Осирису. Побеседовав с прибывшим, бог отправлял его в Обитель Блаженства. Но даже успешно прошедшему испытание грозила опасность  быть убитым, так как в Дуате периодически происходили "чистки". На этот случай мертвого снабжали амулетами и заклинаниями.
Следует, также отметить, что львиную долю текстов занимают многочисленные имена богов, предметов и животных с заклинаниями для их подчинения умершему и отождествления с ним. Существовали даже заклинания, чтобы  пищу  на  ладье  доставляли умершему боги.
Влияние Книги Мертвых на жизнь египтян оказалось огромным. Для знания текстов необходимо было умение читать, а тексты, хотя бы маленькую их часть, должен был знать каждый. Некоторые главы вместо текста содержат только потрясающие своей красотой виньетки, это указывает на то, с какой  убежденностью общество верило в загробную жизнь, и для захоронения использовались самые прекрасные произведения искусства Древнего Египта. 


ИНФО:
  • http://www.egyptolog.ru/kultura/kultura3.htm
  • http://www.ice-nut.ru/egypt/egypt031.htm

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.