воскресенье, 1 декабря 2013 г.

ФИВЫ

Город ФивыФивы (Θήβαι, Thebae) — столица Египта в период среднего и отчасти нового царств. Имя ее происходит от египетского названия местности главного храма бога Амона — Ипет с членом женск. рода «та» — «Та-ипет» (теперь дер. Карнак). Город занимал обширное пространство по обоим берегам Нила; его западная часть служила некрополем.
Первоначально Фивы. были незначительным поселением в номе Ермонта, номархи которого, сделавшись фараонами XI династии, перенесли сюда резиденцию и сделали Фивы столицей объединенного Египта. Фараоны Фив взяли на себя роль и освободителей Египта от гиксосов. Время, последовавшее за этим освобождением, было порой наибольшего блеска Фив; сюда стекались богатства и сокровища со всего культурного мира, находившегося или в подчинении, или под обаянием могущества царей XVIII династии.
Жрецы и храмы приобрели небывалое богатство и влияние, так что попытка Аменготепа IV уничтожить культ фиванских божеств не имела успеха, и столица, перенесенная на несколько лет в Телль-Амарну, снова вернулась в Фивы. Но при XIX династии последние часто бывали столицей лишь номинально: воинственные цари любили жить на севере, близ азиатской границы — в Танисе или граде Рамсеса. Однако, Фивы долго сохраняли свое величие, и еще Илиада  воспевает богатство «стовратных (от множества храмовых пилонов) Фив»; при XXI династии жрецы Амона даже временно достигли престола, но уже в это время появляется полноправная танисская династия, а следующая (XXII), происходившая из Бубастиса, окончательно переносит центр политической жизни на север.
Значение Фив и их бога падает, все больше и больше уступая Бубастису, Саису, эфиопской Напат с их богами — Баст, Нейт и Амоном напатским. Фивы становятся лишь жреческим женским леном, управляемым «супругой Амона», на которой считают полезным жениться фараоны севера и которая состоит в родстве с эфиопами.
 Появляются в Фивах иногда и светские владетели. Так, в первой половине VII в. здесь правил номарх Монтухотеп, при котором произошло ассирийское нашествие, вместе с постоянными походами эфиопских царей немало содействовавшее упадку города.
Птолемеи чтили святыни Фив, но Александрия, в связи с торговым путем по Нилу и затем к морю, оттеснила древнюю сторицу на задний план: она пустела и беднела.
Недовольство не замедлило сказаться и, под влиянием эфиопов, проявлялось неоднократно в виде вооруженного сопротивления Лагидам. Фивы дали Египту при Птолемеях еще двух самостоятельных фараонов (Гармахиса и Анхту); они приняли участие в восстании против Птолемея Фискона и Птолемея Александра I, не смирились и пред Птолемеем Лафиром, последствием чего были осада, геройская защита граждан, превративших храмы в крепости, взятие города штурмом и опустошение (83 г. до Р. Хр.).
Разрушенный город долго еще привлекал туристов, хотя в 27 г. до Р. Хр. страшное землетрясение нанесло новый удар его памятникам. Последние разрушались и оттого, что, за обезлюдением, были брошены на произвол судьбы, заливались Нилом, разъедались почвенной солью; в древних храмах селились звери и птицы, находили приют люди. В некоторых гробницах селились христианские отшельники, в некоторых отделениях храмов были выстроены церкви; материал древних сооружений шел на новые постройки. На месте древней столицы выросло несколько деревень, по арабским именам которых (Карнак, Луксор, Гурна и т. д.) до сих пор называются крупные группы величественных развалин.
В византийское время говорили не о Фивах, а о Фиваиде, самая же местность Фив считалась опять в области Ермонта; наиболее крупным центром был здесь монастырь св. Фиваммона, основанный на месте древнего некрополя Жиме. — Богом Фив был Амон, отожествленный с Ра в форме «Амон-Ра, царь богов». Рядом с ним почитались его мать и супруга Мут и сын Хонсу. Этой триаде главным образом и были посвящены храмы города, как лежавшие на правой, городской стороне Нила (Луксор и Карнак), так и на левой (Мединет-Абу, Дейр-эль-Бахри и др.). Левую сторону, с ее интересными и важными для историка усыпальницами царей, жречества и знати лучшей поры Египта, не следует считать исключительно кладбищем; здесь жили жрецы, были архивы, школы, проживали рабочие, необходимые в месте постоянных построек. О кипевшей здесь своеобразной, по временам бурной жизни сообщают кое-какие сведения папирусы, повествующие о рабочих бунтах и забастовках. Шла здесь и торговля, главным образом предметами заупокойного культа. Довольно многочисленное и разнообразное население управлялось особыми правительственными учреждениями и гарнизоном. Фиванский некрополь имел и свою богиню-покровительницу, в форме змеи Меритсекерт («любящая молчание»).
 В новое время впервые на развалины Фив обратил внимание Покок. Французская экспедиция описала и издала наиболее важные памятники. С этих пор Фивы стали посещать археологи и туристы. В настоящее время, благодаря работам Шампольона, Лепсиуса, Мариетта, Вилькинсона, французской школы в Каире, Флиндерса-Питри, Навилля, Egypt-Exploration Fund, Шпигельберга (работает над историей некрополя), наследство, оставленное в Фивах египетской стариной, в значительной мере приведено в известность; открыто и описано множество храмов, гробниц и надписей; много памятников попало в европейские музеи.
Очень интересны росписи гробниц в Фивах, которые впечатляют своей пластикой, художественной оригинальностью. Древние египтяне ввели традицию изображения фигур таким способом: голова и ноги - в профиль, а торс - развернутым. Только в VII в до н. э. в египетском искусстве исчезает традиция такого изображения.
http://julyt.ru/upload/iblock/386/386516510a107bb5488cf048109c4e76.jpgПамятники старины в Фивах встречаются на каждом шагу, поэтому этот город заслуженно называют «са­мым большим во всем мире музеем под открытым небом».
Помимо титула священной столицы, Фивы могли похвастаться еще и тем, что свыше пятисот лет служили египетским фараонам кладбищем. Высеченные в скале гробницы Долины царей, полюбоваться красотой которых можно на западном берегу Нила, довольно далеко от центра города, когда-то хранили мумии царей и цариц Древнего Египта. Египтяне не скупились и гроб­ницу каждого правителя, например Тутанхамона, потревоженного археологами в 1922 году, укра­шали целыми кладами драгоценностей. Надо сказать, что величественнейший на свете некрополь раскрыл далеко не все свои тайны, поэтому время от времени гробницы, сокровища и мумии из Долины царей преподносят нам подлинные сенсации, попадающие в заголовки новостей по всему миру. 
Кроме гробниц, на участке между долиной и руслом Нила в память каждого прави­теля строились особые, посвященные ему заупокойные храмы, предназначавшиеся для сохра­нения славы фараона во веки вечные и носившие громкое название «пристанищ на миллионы лет». Равнина левобережной части Фив усыпана такими постройками. Упоминания заслужива­ют:
  1.  ступенчатое здание храма Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри,
  2. удивительно невесомые на вид раз­валины храма Рамсеса II (так называемого «Рамессеума»),http://www.turoboz.ru/cmsdb/article_images/images/38772984_lu2.jpg
  3.  храмовый комплекс Рамсеса III в Мединет-Абу
  4.  и две гигантские статуи Аменхотепа III, позднее названные «колоссами Мемнона»
  5. Неподалеку, в Малькате, находятся руины гигантского дворца Аменхотепа III, расположенного в свое время на берегу искусственной гавани в два с лишним километра шириной, что стало лучшим примером исключительного размаха, с которым этот фараон подгонял фиванский ланд­шафт под свои нужды.
 Находки в Дейр-эль-Медина — втором, более скромном, поселении на левом берегу Нила, где размещались мастера, строившие и украшавшие царские гробницы, — дают нам прекрасную возможность узнать, как жили люди, чьими руками воздвигнуты все эти ве­личественные здания.


В настоящее время на месте древних Фив, главным образом в Луксоре, существуют первоклассные отели и живут консулы европейских держав.

ИНФО:
  • http://gorod-fivy.ru/
  • http://territa.ru/photo/11-0-263
  • http://nuga.mybb.ru/viewtopic.php?id=88&p=14

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.