понедельник, 23 декабря 2013 г.

ВЕРА В ЗАГРОБНУЮ ЖИЗНЬ

Одной из важнейших составных частей представлений о загробной жизни египтян является вера в бессмертие души и тела, эта вера многократно зафиксирована в текстах и рисунках. 
Согласно представлениям египтян человек имел несколько душ ("душа" - не точное, но единственное определение). Причем каждая из этих душ выполняла определенную функцию на пути к  бессмертию, поэтому о каждой "душе" заботились, что отражалось в погребальном обряде.
Краткая характеристика каждой "души":
Статуя Ка царя Ауибра Хора. Пять душ египтянина.1) Ка - двойник. Ка представлял собой некую абстрактную индивидуальность или личность, обладающую внешностью и качествами человека, которому она принадлежала, и хотя обычно Ка жил в гробнице вместе с телом, он мог по своему желанию выходить из нее. Ка не зависел от человека, мог свободно передвигаться и жить в любой его оболочке.
Предполагалось, что Ка нуждается в еде и питье, поэтому египтяне следили, чтобы в гробнице было вдоволь подношений. Если еды и питья не было, то Ка мог бродить по поверхности и поедать отбросы, запивая их грязной водой, что было недопустимым грехом для семьи умершего.
Человек и его Ка похожи, "как две руки" (Это выражение соответствует русскому "как две капли воды"), - поэтому слово "Ка" пишется иероглифом, изображающим две руки, поднятые кверху.
2) Ба - душа сердца, связанная с Ка, с которым (в котором) она обитает в гробнице, деля с ним подношения. Правда, в некоторых текстах указывается, что она могла жить с Ра или Осирисом на небесах. Ба приписывали  способность свободно переходить из материальной формы в духовную и обратно.
3) Аб - сердце, было тесно связано с душой и считалось источником как животной жизни, так и добра и зла в человеке.
Сохранению сердца человека придавалось огромное значение, ведь во время Суда это единственная часть тела, которая подвергается специальной проверке. Здесь, однако, сердце рассматривается, как центр духовной жизни человека и его мышления, а также орган, в котором проявляются его пороки и добродетели, и оно олицетворяло все, что для нас сегодня слово "совесть".После смерти аб оставляет мёртвое тело, чтобы присоединиться к звёздам, находящимся около полюса.
Изображался в образе хохлатого ибиса в Гелиополе.
taurus26 (260x290, 19Kb)Хохлатый ибис (ибис кома-та) с темным переливающимся оперением является знаком для слова "блестеть" и встречается в более древние времена как метафора для слова "преображение, просветление" и, наконец, как символ блаженного умершего.

Также термин «аб» египтяне употребляли для «духа сердца» — символическое воплощение воли и желания личности. Сердце в качестве вместилища для «аба» называлось «хати».


4) Кхаибит (Шуит) - тень, была тесно связана с Ба и считалась неотъемлемой частью человека. Подобно Ка, питалось подношениями и передвигалась, где ей вздумается.
5) Кху - душа духа, часто упоминается вместе с Ба. По-видимому, она считалась эфирным существом, т.е. по сути, той самой ДУШОЙ, которая не  может умереть ни при каких обстоятельствах. Кху обитала в Саху, или духовном теле человека.
6) Секхем - сила, бестелесное воплощение жизненной энергии человека. Секхем обитала в раю среди Кху и духов, в текстах упоминается вместе с душой и духом.
7) Рен - имя, ради сохранения которого египтяне принимали чрезвычайные меры предосторожности, поскольку считали, что без имени человек и его душа исчезают.
8) Саху - духовное тело, которое служило обиталищем души. Оно развивалось из материального тела с помощью молитв или ритуалов, исполняемых у могилы или в каком-либо другом месте, должным образом назначенными и безукоризненно знающими свое дело жрецами, было вечным и не подвергалось разложению. 
Тело-Сах олицетворял один из четырех сыновей бога Гора — Кебексенуф. Египтяне изображали его с головой сокола на сосуде, где хранились внутренности умершего.
Все верования относительно этих частей духовного и материального тел появились не одновременно, т.к. даже египтяне иногда не понимали назначений некоторых из "душ" (судя по противоречиям в текстах), что говорит об их древнем  происхождении. Из всего этого вытекает вывод о вере египтян в то, что умерший незримо находится с ними и в то же время общается с богами. Следовательно, живые могут  благоприятно повлиять на мнение богов о себе через души своих родственников, вознося им жертвы. Это обуславливало столь трепетное отношение к "душам" и имени умершего.
Древние египтяне обожествляли природу и земную власть. Звери считались священными, их держали при храмах, приносили им жертвы, а после смерти бальзамировали и хоронили в саркофагах. На тотемизме базируется и звероликость египетских богов, верховным среди которых считался бог Солнца Ра, которого часто изображали соколом или же тельцом. Фараон считался "сыном солнца" с этим связанные и почести, которые ему отдавались, и соответственное отображение в культуре: фараон изображался величавым, освобожденным от власти времени и земной реальности.

Обезглавливание и сожжение считались в Египте страшной участью. Не менее отвратительным представлялось быть растерзанным шакалами. Этого желали только врагам богов.

Важнейшая часть похоронных ритуалов - мумификация тела. Мозг доставался через ноздрю. Все внутренние органы раскладывались в специальные кувшины, только сердце оставалось на своем месте. Древние инструменты для мумификации изготовлены с большим знанием дела и выглядят весьма зловеще.

После смерти человека все его оболочки отделялись от тела и покидали его на 70 дней, до похорон. В этот период душа Ка иногда возвращается к своему телу и следит за выполнением обрядов. Душа-Ба после смерти покидала тело и отлетала на Солнце, где находилась 70 дней до похорон.
ИНФО:
  • http://turistpro.ru/test-nazyvaetsya-mojj-dar-tebe-k-novomu-godu.html
  • http://www.ice-nut.ru/egypt/egypt031.htm

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.